Общеобразовательная школа № 69 г. Запорожья

Запорожской области

 

В 2018/2019 учебном  году – 34 класс, 975 ученика. Школа – русскоязычная.

 

Общий фонд школьной библиотеки (экз.)  36553

 

Заведующая  библиотеки - Свиридова Елена Андреевна.   

Предоставит квалифицированную помощь в подборе необходимой литературы, подготовке к итоговой аттестации. Составит план чтения, рекомендательный список литературы к теме, которая интересует читателя, поможет получить справку о том или ином событии, дате. 

 

Основные направления работы библиотеки:

- справочно-библиографическое и информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса;

- выдача книг на абонементе и в читальном зале библиотеки;

- проведение презентаций книг, обзоров литературы по определенным темам, библиотечных занятий;

- формирование и сохранение фондов библиотеки.

Проект «Баба Яга – миф или реальность?»

 

Необычный сказочный проект «Баба Яга – миф или реальность?» был разработан, подготовлен шестиклассниками (классный руководитель И.В. Бякова) вместе с библиотекарем Т.И.Нейфельд и показан второклассникам СШ № 69.

Наша цель была выяснить, положительным или отрицательным персонажем является эта неординарная героиня сказок; возможно,  эта старушка не так и проста,  а её злобность – только видимость.

Задачи, которые мы поставили перед собой, начиная работать над этим проектом:

ü  проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги;

ü  изучить некоторые традиции русского народа;

ü  подготовить групповые и индивидуальные сообщения;

ü  посетить «Поляну сказок» в родном городе;

ü  создать коллекцию рисунков и поделок об этом сказочном персонаже.

 

Ребята прочитали много книг, просмотрели фильмы и мультфильмы с участием Бабы Яги, обсудили их с библиотекарем и классным руководителем.  Оказалось, что образ Бабы Яги в преданиях славян не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало. Давно, когда женщины были главой рода, Баба Яга была могущественной богиней, хранительницей обычаев и традиций, хозяйкой леса и зверей. Была одной из самых значимых берегинь. Со временем из берегини рода Баба Яга превратилась в зловредную старуху, которую мы отождествляем с божеством, живущим в избушке на курьих ножках на опушке леса, всегда повернутом к нему передом  и тем самом стерегущим вход в подземный мир и провожающим души умерших в царство мертвых.

Сколько нового мы нашли для себя об этом сказочном персонаже, работая над проектом! Оказалось, что родина Бабы Яги – село Кукобой в Ярославской области; там в 2004 году среди густых лесов на берегу реки Ухтомы даже создан музей, ей посвященный! А отмечает свой день рождения Баба Яга отмечает 26 июня.

Мы выяснили, кто из известных наших сказочных героев являются друзьями Бабы Яги, а кто – ее слугами, а также их роль в сказках.

В один из выходных дней съездили на Поляну сказок в нашем городе, которая находится рядом со знаменитым Запорожским дубом. Среди деревянных сказочных  персонажей, представленных там, нашли и  Бабу Ягу.

Подготовили небольшую выставку наших рисунков и поделок, посвященную несравненной героине волшебных сказок этого проекта.

Инсценировки фрагментов сказок, чтение стихотворений (ее знахарские способности  с юмором описывает и Леонид Филатов в сказке «Про Федота-стрельца»), исполнение частушек несомненно украсили это мероприятие.

Тематическая подборка загадок дала возможность и малышам принять участие в этом увлекательном и познавательном мероприятии.

 

В результате нашего исследования мы выяснили:

ü  Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж;

ü  Баба Яга – одно из самых известных и загадочных мифологических существ на Земле. Это образ  древней богини, которая повелевает Временем, Огнем,  Дикими Зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой;

ü  Баба Яга – символ испытаний, преодоления страха перехода в мир иной. Живет в дремучем лесу на границе мира живых и мёртвых. Принадлежит двум мирам. Отсюда и ее безграничные возможности.

 

 

Сказочный калейдоскоп

Не так много в мире писателей, которые бы имели титул Короля сказок. Такое неофициальное звание было у датского писателя Ганса Христиана Андерсена. В рамках проведения Недели детской книги 2 апреля в День рождения этого замечательного сказочника у учеников 3-а класса была возможность ближе познакомиться с его жизнью и творчеством.

Готовились ребята заранее: вдумчиво читали  его сказки, запоминали героев, события, сюжеты, рисовали иллюстрации.

Программа праздника в честь юбилея Г.-Х.Андерсена включала в себя:

- интеллектуальная игра «Поле чудес»;

- викторина;

- отгадывание предмета в «черном ящике».

            Конечно же, играть в «Поле чудес» хотелось всем! Путем жеребьевки были определены участники. Те, кто не смог проверить свои знания сказок Андерсена игрой, отвечали на вопросы викторины и отгадывали предмет, находящийся в «черном ящике».

 

Праздник прошел шумно, весело и познавательно.

 

 

В гостях у сказочных героев Шарля Перро

Цель игры: расширить знания о жизни и творчестве писателя, ввести детей в мир сказок Ш.Перро.

Задачи: привить любовь к книге, чтению; уметь анализировать сказки; совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения; учить находить в тексте ответы на вопросы; восстановить вместе с детьми ход сказки; развивать память, внимание, мышление, речь.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, игровое поле – барабан «Поле чудес», карточки с буквами для составления вопросов по сказкам, выставка книг Ш.Перро, детские иллюстрации по сказкам Ш. Перро, плакат в высказыванием Ш.Перро «Сказки учат нас, что мечты сбываются. И обязательно нужно отстаивать то, во что ты веришь».

Рекомендации детям:

1.       Прочитать сказки Шарля Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Принцесса на горошине», «Мальчик с пальчик», «Спящая красавица».

2.       Иллюстрировать любимые сказки.

3.       Инсценировка фрагмента любой сказки сказочника.

Мы все хорошо знаем сказки Шарля Перро, любим их с детства. В этом году мы отмечаем 385 лет со дня его рождения. Наверное, нет человека, который бы в детстве не читал сказку “Мальчик-с-пальчик”, не знает сказки о несчастной принцессе, уколовшейся веретеном и заснувшей на целых сто лет, о трудолюбивой Золушке, о хитроумном Коте в сапогах, о жестокосердном человеке по прозвищу Синяя Борода…  Всего Ш.Перро написал 11 сказок.

Сегодня мы будем играть в интеллектуальную игру «Поле чудес». И как вы, наверное, догадались, и задания к игре, в которую мы сегодня будем играть, составлены по известным вам сказкам Шарля Перро.

Правила игры:

1.      Не выкрикивать с места.

2.      Не перебивать друг друга.

3.      Знаки на игровом поле: «Чистое поле» - игровой ход, при повторе игрок продолжает ход,  «+» - ведущий открывает любую букву по просьбе игрока; «П» - у игрока 2 варианта: получить приз и выйти из игры или продолжать игру; «?» - ведущий отвечает на вопрос игрока (возможны только ответы «да» и «нет»); «О» - переход хода к следующему игроку; «Телефон» - совет друга из присутствующих в классе..

Вопрос первой тройке игроков. Все вы, конечно же, читали замечательную сказку о маленькой девочке, которую звали Красная Шапочка (кто-то сможет ответить, откуда у нее такое необычное имя?), о том, как у нее заболела бабушка и она пошла ее проведать. А когда шла  по лесу, встретила волка. Простодушная девочка призналась ему, куда идет. Придя к бабушке, встретила там того же волка… Чем закончилась сказка, вы помните.

А у меня к вам такой вопрос: чем еще, кроме пирожков, хотела угостить Красная Шапочка бабушку?  (Масло)

Вопрос второй тройке игроковСказка «Кот в сапогах» Эта сказка не менее известна всем, чем «Красная Шапочка». Вы помните и, наверняка, симпатизируете сказочному Коту,  хитрецу и пройдохе. Задумав помочь своему бедному хозяину, он всячески задабривает короля, входит к нему в доверие. О всех его уловках и приключениях при этом вы можете прочесть в этой сказке.

Послушайте внимательно вопрос: Один их братьев получил в наследство осла, другой –  кота. А что получил в наследство старший брат? (Мельница)

Вопрос третьей тройке игроков.  Золушка – бедная падчерица, которую мачеха заставляет делать всю грязную и тяжелую работу в доме: чистит  котлы и кастрюли, моет лестницы, убирает комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестер. Так бы, наверное,  и прошла вся ее жизнь, но… Не буду пересказывать вам эту чудесную сказку. Кто захочет еще ее перечитать, милости прошу в школьную библиотеку.

Крестная Золушки – фея, волшебница помогла преобразиться ей перед поездкой на бал, на который так хотелось попасть Золушке! Всем известно, что в ту ночь тыква была превращена в карету, мыши – в коней, крыса – в кучера. А вот кто таким волшебным образом были превращены в выездных лакеев? (Ящерицы)

Суперигра.  К барабану приглашаются победители всех троек.

Шарль Перро -  французский поэт и критик, королевский чиновник, член французской Академии – писал основательные труды по истории и литературы, сочинял романы, оды, комедии и даже трагедии. А вот сказки он начал писать уже будучи пожилым человеком. Да и публиковал он их под псевдонимом, подписывая их именем своего сына, т.к. не мог всем признаться, что такой уважаемый ученый пишет такого рода сочинения (сказки). Лишь после его смерти мир узнал, кто подарил им такие волшебные сказки,  которых никогда прежде нельзя было увидеть на страницах книг.

А вопрос у меня к вам такой: а кем был этот великий сказочник по профессии?  (Юрист)

Награждение победителя – знатока сказок Шарля Перро.

Игра со зрителями. Отгадайте загадки. Как вы, наверное, догадались, связаны они, конечно же, тоже со сказками Шарля Перро.

 

 

Конкурс «ТЕЛЕГРАММА». Определите составителя телеграммы

1.      «Всем! Всем! Всем принцам и королевичам! Убедительная просьба в ближайшие сто лет не беспокоить. Хочу поспать!»    (Спящая красавица)

 

2.      «Скорей бы приблизился вечер. И час долгожданный настал,чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал».    (Золушка)

 

3.      «Матушка очень меня любила. шапочку красную мне подарила».    (Красная шапочка).

 

            4.      «А я маленький, да удаленький!»    (Мальчик-с-пальчик) Награждение победителя – знатока сказок Шарля Перро.

 

Что в "черном ящике"?

 В известной вам сказке Шарля Перро  сын мельника получил в наследство кота. Как хотел вначале использовать кота хозяин? Это находится в "черном ящике". Что? Назовите. (Рукавицы)

 

Библиотечные занятия                                   "Словари - инструмент познания мира".


Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке                                                    

 Анатоль Франс

Цель: знакомство со словарями из справочного фонда школьной библиотеки. Привитие навыков пользования словарями.

Задачи: познакомить ребят с понятием «справочная литература» (энциклопедии, словари, справочники),  работать над формированием умения самостоятельно пользоваться справочной литературой для получения нужной информации, воспитать любовь к книге, чтению.

Оборудование: книжная выставка «Книги, которые помогут всем», цитаты знаменитых людей о словарях,  рекомендации по работе со словарем, карточки-задания по закреплению материала.

 

Библиотекарь. Ребята! Сегодня мы поговорим о справочной литературе. К ней относятся энциклопедии, словари, справочники. Она помогает найти ответы на интересующие вопросы.

Энциклопедии  -  приведенное в систему обозрение отраслей человеческого знания или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания. Это научное определение этих изданий. В широком же понимании энциклопедии – это сборники научных сведений и справок на различные темы, предназначенные для обширного круга читателей.  А это  значит.  и для нас. Появилась энциклопедия в том виде, в каком мы ее знаем сейчас в XVIII в. Образцом же для нее послужил словарь, о котором мы сегодня обязательно поговорим.

Справочники издание практического назначения с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчете на выборочное чтение, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку. Многие справочники снабжены вспомагательными указателями (алфавитным, предметным, именным).

Мы же остановимся сегодня на словарях.  Словари – издания, содержащие собрание (иногда словосочетаний), систематизированных, как правило, в алфавитном порядке или по другому признаку, с пояснениями, толкованиями или переводами на другой язык. Подчеркиваю: надежный путеводитель во всех словарях – алфавит. Как вы думаете почему? Для удобства поиска!

Самый древний русский словарь появился в 1282 году. Раскрывалось в нем значение 174 малоизвестных читателю слов. В Украине словари «непонятных слов» появились еще во время Киевской Руси в XIII ст. Сначала эти ведомости размещались без особой последовательности, а уже с XVI ст. слова стали размещаться по алфавиту (азбуке), и их стали называть «азбуками».  

Словари бывают филологические и терминологические и выполняют две функции: нормативную., т.е. фиксируют значение и употребление слов и информативную (отражают знания и практическую деятельность человека, культуру общества в определенную эпоху (Иллюстрированный энциклопедический словарь»,  «Словарь по этике», «Философский словарь»)

Филологические (языковые) бывают орфографические, толковые, двуязычные (многоязычные).

Орфографические словари. В них дается правильное написание слова и его произношение (ударение).

Толковые словари. В них дается толкование  каждого слова.

Двуязычные словари помогают овладеть иностранными языками, служат незаменимым пособием для перевода с одного языка на другой.

О том, как слово надо произносить,  нужно искать в орфоэпическом словаре.

Происхождение слова, его путь в языке, все изменения, которые произошли с ним на этом пути, описаны в словаре этимологическом.

Устойчивые сочетания слов регистрируют словари фразеологические. Здесь дается толкование фразеологизмов. Фразеологизмы расположены также в алфавитном порядке (причем  на второе-третье-…- дается обязательная ссылка).

Словари иностранных слов включает наиболее распространенные в современной устной и письменной речи иностранные слова.

В школьной библиотеке  есть еще словари синонимов, антонимов, омонимов, словообразовательные словари, словари крылатых слов и выражений и др.

Энциклопедические словари описывают мир, объясняют понятия, явления, дают библиографические справки о знаменитых людях, сведениях и городах, о выдающихся событиях (войнах, революциях, открытиях).

Как вы думаете, чем отличаются словари от энциклопедий?  Во-первых, в словарях содержится более сжатый материал, более сжатые сведения. Цель словарей – указать правильное написание слов, объяснить значение слов, дать короткие сведения о словах и понятиях; цель энциклопедий – дать полные основные сведения о слове или словарном понятии. В энциклопедиях больше справочных и библиографических материалов. В них используется большой аппарат ссылок. И еще: в энциклопедиях обычно много различных иллюстраций, таблиц, схем (в словарях – нет).

Главное то, что и энциклопедии и словари  -  «инструменты познания мира» и позволяют расширять кругозор человека. Не стесняйтесь спрашивать обо всем, что вас интересует, что вам непонятно. Спрашивайте учителей, библиотекаря, родителей, ищите сами ответы в словарях и справочниках.

А теперь я раздам  карточки с заданиями, а вы поработаете  над ними, используя предоставленные вам словари из школьной библиотеки.

Практическая часть занятий. Работа с карточками-заданиями, используя предоставленные словари из школьной библиотеки

Заключение. Научившись пользоваться словарями, полюбите их не только  за то, что они приносят большую пользу, «но и за то, что есть в них прекрасного и величественного. Здесь мысли, радости, труды и горести наших предков и наши собственные, памятники общественной и личной жизни тех, кто дышал священным воздухом, которым мы дышим теперь». (А.Франс)

Ребята, обращайтесь к словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они окажут вам при изучении языков и литературы, истории и географии, физики и алгебры и других предметов, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями у вас сохранится на всю жизнь.

Приложения

1.      Высказывания знаменитых людей о словарях.

Что знаете полезного, того не забывайте,  а чего не умеете, тому учитесь (Вл. Мономах)

Не бійтесь заглядати у словник. Це пишний яр, а не сумне провалля! (М.Рильський)

Знание состоит не только в записи сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах. (В.Я.Брюсов)

2.      Рекомендации по работе со словарем.

1.      Внимательно прочитай задания, вопрос.

2.      Определи, в каком словаре или справочнике будешь искать ответ.

3.      Найди нужное слово. Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

4.      Внимательно посмотри, как пишется или что обозначает слово, которое ты искал.

5.      Несколько раз прочти данное слово, запомни его! 



Библиотечное занятие                                                "Как бы жили мы без книг?".

Цель: дать понять учащимся, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а сред­ством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эсте­тических запросов.

Задачи:

-  помочь разобраться учащимся в смысле общения человека с книгой;

-  убедить, что книга - это не только средство «убить время», а нечто большее и серьёзное;

-  пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного, формировать осознанный интерес к чтению.

Оформление: на доске - высказывание А.С.Пушкина «Чтение - вот лучшее учение...»,         

   книжная выставка. 

Ученик 1.С книгой дружат все на свете.
                 Дружат взрослые и дети.
                 Не читать ведь нам нельзя-
                 В книгах наша жизнь, друзья!

                Она научит нас любить,
                Любознательными быть.
                Все хорошее мы сможем
                От плохого отличить.


                Есть у книжек дом большой,
                Светлый и богатый.
                Не ленись, зайди в него,
                Будем очень рады

Библиотекарь. Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Наиболее сложное и великое чудо по праву можно назвать книгу. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее... Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нём, принимать правильные решения. Специалисты  подсчитали:   чтобы  прочесть  все  вышедшие книги, читая по 6 часов в день, потребовалось бы 200 тысяч лет. 

Послушайте внимательно как же создается книга?

Над созданием книги работают ученые, авторский коллектив. Они пишут рукопись книги и приносят ее в издательство. В издательстве над рукописью работают редакторы, машинистки, художники. Они готовят рукопись к производству. Но пока готовится рукопись, в другом месте, очень далеко от издательства, кипит другая работа – нужна бумага чтобы напечатать книгу. Бумага. Для создания книги нужны миллионы тонн бумаги, значит, лесорубам нужно валить лес. Но срубленный лес – это еще не бумага. На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту. И вот готовы и рукописи, и бумага. Начинается работа в типографии, где должны напечатать книги. За дело берутся наборщики, печатники, переплетчики…

 Как видите, прежде чем книга попадает к нам, она проходит долгий путь, в ее создании  принимают участие сотни людей. С книгами нужно обращаться особенно бережно. Ведь эти     же книги будут читать другие дети.

- Чего боится книга? Дождя и снега.

  Книга не должна мокнуть – от этого она портится, ее потом неприятно брать в руки!

-  Книги носи в сумке или в пакете. Книги боятся грязных рук. Они делают ее неопрятной.

-  Не читай во время, еды! Не пачкай, не разрисовывай!

- Прежде, чем начать читать книгу, оберни ее.

- Не бросай раскрытую книгу, не загибай уголки страниц! Переворачивай страницы за   

  правый верхний угол.

-  Не рви и не разбрасывай книги! 

 

           Ученик 2. Великие люди были великими читателями. Известно, что Александр Сергеевич Пуш­кин увлекался чтением. Книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский каби­нет и проводил там ночи напролёт, просто «пожирая» всё, что по­падалось ему под руку.

Послушайте об известных писателях и книгах неизвестные факты.

1.Книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» (1719) появилась благодаря невероятной истории. В 1709 году всю Англию облетело сенсационное сообщение о том, в Лондон доставлен человек, совершенно одичавший и одетый в шкуры животного. Это был Александр Селькирк, оставленный экипажем на необитаемом острове и проживший там в одиночестве четыре года. Об этом случае писали все газеты, вскоре появилось несколько рассказов разных авторов о человеке на безлюдном ост­рове. Эта история просто потрясла Даниеля Дефо, в результате чего и появился его роман. Автор долго и безуспешно ходил по издате­лям с рукописью, которую никто не хотел печатать. Вконец отча­явшемуся Дефо всё-таки повезло - один из издателей на свой страх и риск решился на издание романа и.,, не прогадал. Успех был ошеломляющим.

2. «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкин создал в результате поэтического состязания с В. Жуковским. Удача сопутствовала Пушкину: он не только выиграл состязание, но и написал прекрас­ную сказку.

3. Ален Александер Милн (1882-1956), английский драматург и романист, автор многочисленных юмористических рассказов, запомнился потомкам благодаря сказке, сочинённой почти случай­но, между делом, для развлечения своего маленького сына - Кристофа. Нет такого ребёнка в нашей стране, который бы не был зна­ком с маленьким медвежонком по имени Винни-Пух и его друзья­ми. Благодаря талантливому переводчику и сценаристу Борису Заходеру (он не только перевёл сказку, но и написал сценарий, по

которому был сделан мультипликационный фильм),  Винни стал одним из любимейших сказочных персонажей детворы.

           

Ученик 3. Проведем небольшую викторину, посмотрим, насколько вы внимательные читатели.

Викторина «Мои любимые книжки»

1.       «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…». Из какой сказки эти строки? ( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.)

 

2.      «Толстый и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом, серебром, в белоснежных шелковых шароварах, в туфлях с высокозагнутыми носками». Кто же это? (Старик Хоттабыч.)

 

3.      Какой кот внес немаловажный вклад в развитие фермерского хозяйства в нашей стране? (Кот Матроскин.)

 

4.      Какое слово выкладывал Кай изо льда? (Вечность.)

 

5.      В какой популярной сказке на героя три раза совершают покушение и только на четвертый он погибает? («Колобок»)

 

6.      Каких сказочных Карабасов вы знаете? (Карабас Барабас из «Золотого ключика» А.Толстого; Маркиз Карабас в сказке «Кот в сапогах» Шарля Перро)

 

7.      Кто в Стране Чудес возникал и исчезал по частям? (Чеширский кот)

 

8.      Автор сказки про всеми любимого медвежонка Вини-Пуха? (Милн) 

           

 

Ученик 4  А ответить на вопрос «Как бы жили мы без книг?» поможет нам стихотворение детского писателя Сергея Михалкова:


Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.

 

Ты представь себе на миг, 
Как бы жили мы без книг? 
Что бы делал ученик, 
Если не было бы книг,

 

Если б все исчезло разом, 
Что писалось для детей: 
От волшебных добрых сказок 

До веселых новостей ...?

 

Ты хотел развеять скуку, 
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку, 
А ее на полке нет!

 

Книге смелой, книге честной, 
Пусть немного в ней страниц, 
В целом мире, как известно, 
Нет и не было границ!

 

Ей открыты все дороги, 
И на всех материках 

Говорит она на многих 

Самых разных языках.

 

Библиотекарь. КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ. И это так!

А какие пословицы о книгах и чтении знаете вы?

1.      Прочел хорошую книгу – встретился с другом.

2.      Чтенье лучшее ученье.

3.      Книга – друг человека.

4.      Книжное слово – свет дневной.

5.      Хорошая книга – лучший друг.

6.      Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

7.      Хлеб питает тепло, а книга разум.

8.      Золото добывают из земли, а знания из книги.

9.      Ленивому Мишке все не до книжки.

10.  С книгой поведешься – ума наберешься.

11.  Не на пользу книжки читать. Когда только вершки с них хватать.

12.  Книга – зеркало жизни.

13.  Книга для ума, что теплый дождик для всходов.

14.  Книга поможет в труде, выручит в беде.

15.  Кто много читает, тот много знает.

Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь - на жизнь писателя, создавшего книгу. Но это обогащение немыслимо без осо­знанного подхода к чтению. Посмотрите на доску.  Прочитайте Памятку,  подготовленную для вас  и постарайтесь следовать нашим советам.

 

Памятка

1. Бери из книги как можно больше. Помни, что чтение — одна из самых важных, нужных, серьезных и прекрасных работ.

2. Нельзя читать книгу, думая о другом. Вредная привычка — только просматривать книги.

3. Если в книге вам встретятся слова, фразы, непонятные по содержанию, обращайтесь за разъяснением к словарям, справочникам, энциклопедиям. Выпиши их в записную книжку.

4. Очень хорошо, если вы нарисуете картинки-иллюстрации к тем книгам, которые читаете; выпишите в читательский дневник наиболее понравившиеся высказывания.

5. Необходимо читать в определенной системе. Очень полезно прочитывать несколько книг одного автора, познакомиться с его биографией, с особенностями эпохи, в которой он жил.

6. Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения.

 

Краеведческая работа в школе

Краеведческая работа является одной из составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. В последнее время заметно увеличился интерес к школьному краеведению, пониманию его большого образовательного и воспитательного значения. И для работников образования и культуры сегодня одна из важнейших задач – это возрождение, сохранение и развитие культурного наследия нашего народа.

Среди основных задач краеведческой работы библиотеки - не только воспитывать любовь к родному краю, но и способствовать возбуждению познавательных интересов детей, организация поисково-собирательной, исследовательской и творческой деятельности детей.

Задачи, которые ставит перед собой библиотека при работе с краеведческой литературой:

- предоставлять помощь читателям в приобретении знаний и умений в поиске краеведческой литературы и других источников информации и работы с ними;

- наиболее полно раскрывать, популяризировать фонд краеведческой литературы с помощью обзоров краеведческой литературы, тематических обзоров, посвященных юбилейным  и памятным датам родного края, книжных выставок краеведческой тематики, массовых мероприятий.

На сегодняшний день в школьной библиотеке собран определенный объем изданий краеведческой тематики, который позволяет удовлетворять основный читательские требования. Постоянно продолжается пополнение краеведческого библиотечного фонда. Кроме книжного фонда значительную помощь в работе оказывают и периодические издания, тематические папки. Постоянно ведется пополнение папок материалом о  жизни города и области. Вырезки из местных газет, ксерокопии отдельных материалов, открытки составляют основу для организации тематических папок – узкое раскрытие темы (экология города, культурная жизнь и т.п.). Большая исследовательская работа проведена в поисках материала для тематической папки «Улицы родного города. Почему они так названы?», которую школьники используют при подготовке домашних заданий курса «История родного края»  и для удовлетворения своих интересов по изучению прошлого и настоящего родного города, члены лекторской группы школьного музея - для своей работы в классах.

Увеличивая аудиторию, включая детей в общую интеллектуальную деятельность, используя игровые формы пропаганды краеведческой литературы на уроках и в мероприятиях, подготовленных школьной библиотекой, повышается читательский спрос, заинтересованный сознательный литературный выбор, формируются читательские умения и навыки. Среди наиболее используемых методов и форм массовой работы в школе с краеведческой литературой – анкеты, викторины и кроссворды, выставки и выкладки к памятным датам города, игры, библиотечные занятия и беседы, обзоры и презентации новых книг, проекты («Чудеса родного класса глазами учащихся СШ № 69»), встречи со знаменитыми людьми Запорожья.

По всем имеющимся в библиотеке источникам (книги, брошюры, вырезки из местных газет прошлых лет) составлена картотека для удобства поиска необходимого для читателей материала.

Краеведческая картотека

При ее составлении использована  тематическая расстановка:

1 раздел – Путеводители по городу.

2 раздел – История. Александровск – Запорожье.

3 раздел – Запорожье в годы Великой Отечественной войны.

4 раздел – Запорожье промышленное.

5 раздел – Культурная жизнь города (театры, музеи…)

6 раздел – Природа. Заповедные места. Запорожский дуб.

7 раздел – Литература родного края.

8 раздел – Тематические папки по краеведению.


Ни для кого не секрет, что сколько бы не было литературы (особенно краеведческой), ее всегда не хватает. Потому и были сформированы тематические папки, которые постоянно пополняются новым материалом из периодических изданий («Александровск – Запорожье», «Экология и запорожцы», «Освобождение Запорожья», «Наша Хортица», «Улицы Запорожья. Почему они так названы?», «Памятники города Запорожья», «Днепрогэс» и др.). Материал в каждой папке разделен на более дробные тематические разделы. Например, папка «От Александровска до Запорожья» имеет такие разделы:

- происхождение названия города;

- сколько же лет городу?;

- почетные граждане Александровска;

- застройка города;

- церкви Александровска – Запорожья;

- промышленность, торговля, образования в Александровске;

- мосты Александровска – Запорожья;

- посещение города знаменитостями;

- политическая жизнь Александровска;

- быт Александровска; 

- транспорт города. 


Игра "Что? Где? Когда?"

 

 

 

 

 

 

“… В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития”. 
В.А.Сухомлинский

 

 

 

 

Цель мероприятия -  привлечь интерес к интеллектуальным играм, формировка умения работать в коллективе, вызвать заинтересованность в поиске новой информации,  развитие логического мышления.

Принимал участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»  весь класс, который был разбит на 4 команды. А так как на барабане 12 секторов (содержащих разные тематические направления),  то следовательно, каждая команда имела возможность сыграть по 3 раунда.

                                                               Правила нашей игры.                                         

  • Капитан вращает барабан, после его остановки называет № сектора, на который показывает стрелка. В конверте под этим номером – вопросы для команды на выбранную ею тему.
  • На обсуждение ответов даются две минуты. Отсчет времени начинается и заканчивается по песочным часам.
  • По окончании двух минут обсуждение прекращается, и капитан объявляет отвечающего на заданный команде вопрос.
  • Отвечает один игрок команды. В случае правильного ответа команда получает по одному баллу за каждый вопрос. Игра продолжается до тех пор, пока на барабане не останется вопросов.
  • Если команда отвечает на вопрос досрочно, то этой минутой может использоваться впоследствии для обсуждения ответа на другой вопрос - более сложный.
  • Во время игры запрещаются любые подсказки, выкрики и жесты из зала - в противном случае выкрикивающий теряет свое право играть со своей командой.
  • По завершению игры команда-победитель получает приз!

По окончании игры были определены команда-победитель (команда Жени Борисенко). Капитан этой команды единогласно выбран и самым активным и продуктивным сегодняшним игроком.

Ребята очень ответственно подошли к подготовке и участию в игре, проведя не один час в библиотеке. Сыграли слаженно и уверенно. Молодцы!

НЕ РУЙНУЙ ГАРМОНІЇ ЗЕМЛІ

(22 квітня - День Землі)

Книжкова виставка

НЕ РУЙНУЙ ГАРМОНІЇ ЗЕМНОЇ

(22 квітня – День Землі)

 

Книжкова виставка

 

 

1.    Людина і довкілля: сучасний аспект.

 

 

 

«Рідна природа входить у нашу душу,
як колиска буття, як чисте джерело,
з якого ми вперше напились живої води…»

В. Сухомлинський

 

1.                            Білявський Г. О. Фурдуй Р. С.

Основи екологічних знань - К.: Либідь, 1997. – 288с.

 

2.                Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В. А. Володин, -М.: Аванта+, 2001.- 448с.: ил.

 

3.                 Губаруць В. В., Падалка І. А.

Світ, який не повинен загинути. Людина і довкілля: сучасний аспект. – К. Техніка, 2009.- 320с.


2.    Земля хворіє: озернись у турботі.

 

 

 

«Жити щасливо і жити в злагоді з природою - одне й те саме.»

Л.А.Сенека

1.                Мусієнко М. М., Серебряков В. В.

Екологія. Охорона природи: Словник-довідник.- К.: Т-во «Знання», КОО, 2007.- 624с.

 

3.                       Джигирей В. С.

Екологія та охорона навколишнього природного середовища: Навч. посіб.- 2-ге вид., стер.- К.: Т-во «Знання», КОО, 2002.- 203с.

 

3.                       Ярошенко В. А.

Экспедиция «Живая вода».-М.: Мол. гвардия, 1989.- 511с.


3.  Дивосвіт живої природи.

 

 

 

«Пам’ятайте, що у рослин і тварин немає депутатів, їм нікому писати і скаржитись, за них немає кому заступитися, окрім нас людей, які населяють планету.»

Джеральд Даррелл

1.          Коробейников Б. А.

Верни долг природе: Фотоальбом.- К.: Политиздат украины, 1990.- 176с.:ил.

 

2.          Вагнер Б. Б.

100 великих чудес природы.-М.: Вече, 2002.- 496с.

 

3. Редкие и исчезающие растения и животные Украины: Справ./ В. И. Чопик, Н. Н. Щербак и др.; Ин-т зоологии им. И. И. Шмальгаузена.- К. Наук. Думка, 1988.- 256с.: цв. ил., карты.

4. Красо України, Запорізький край.

 

 

 

«Ні, ти не знаєш добре України,

Якщо на Запоріжжі не бував,

Де небо – то від хвиль дніпрових синє,

То золоте – від степових заграв.»

Сергій Іващенко

1.          Сушко К. І.

Острів Хортиця: Історико-публіцистична розвідка.- Запоріжжя: Дике Поле, 200с.: іл.

 

2.          В. Шелегеда, Е. Шелегеда.

Экспедиция «Первоцветы Запорожья» атлас-справочник, 2001.

 

 

3. Твоє майбутнє- земля за порогами. КП ЗМД «Дніпровський металург», 2006.